Методики отыскивания неисправностей по осциллограммам.
В этом разделе кратко изложены принципы определения неисправностей при рассмотрении осциллограмм, полученных с помощью стенда компьютерной диагностики CarTest-1.1.0. Система зажигания автомобиля может быть классической (контактной), электронной (с датчиком холла в трамблере) или микропроцессорной (без трамблера). Осциллограммы первичного напряжения на катушке для каждой системы разные, а вторичного (на свечах) - почти одинаковые. По этому для начала рассмотрим осциллограмму вторичного напряжения.
| 1 - Зона горения искры 2 - Зона остаточных колебаний катушки 3 - Амплитуда напряжения пробоя искры 4 - Начало заряда катушки
| Зона горения искры:- Время горения искры на исправном двигателе должно составлять 1.2 - 1.7 мс (миллисекунды). Напряжение горения в идеальном случае должно быть постоянным. Уменьшение напряжения во время горения искры указывает на высокое сопротивление в высоковольтном проводе или наконечнике, увеличение напряжения - на низкое сопротивление в искровом промежутке свечи, что чаще всего вызвано толстым слоем нагара.
- Скачки напряжения во время горения искры указывают так же на нагар или присутствие в топливо-воздушной смеси водяных паров.
Амплитуда напряжения пробоя: - На холостом ходу и прогретом двигателе нормальное значение от 8 до 14 КВ
- При нормальном времени горения пониженное напряжение пробоя может указывать на переобогащенную смесь, а повышенное - на слишком бедную смесь или просос воздуха в задроссельном пространстве. При резком открытии дроссельной заслонки напряжение пробоя должно кратковременно уменьшаться не более чем на 40%.
- Повышенное напряжение пробоя при уменьшенном времени горения искры и нормальном зазоре в свече указывает на обрыв в высоковольтной цепи (обрыв вторичной обмотки катушки зажигания, неисправность сопротивления в бегунке или свечном наконечнике, обрыв высоковольтного провода)
- Пониженное напряжение пробоя при увеличенном времени горения искры указывает на короткое замыкание во вторичной цепи (замыкание во вторичной обмотке катушки зажигания, пробой в крышке трамблера, бегунке, высоковольтном проводе на массу). Если ничего не помогает - плохая компрессия.
Зона остаточных колебаний катушки: - Количество остаточных колебаний зависит от типа катушки (ее индуктивности) и должно быть больше четырех. Если меньше четырех колебаний - во вторичной обмотке катушки имеется короткозамкнутый виток.
Начало заряда катушки: - Если катушка подключена правильно, то пик первого колебания должн быть направлен вниз. В протвном случае перепутана полярность подключения первичной обмотки катушки зажигания.
Первичное напряжение в контактной системе зажигания.
|
| 1 - Зона горения искры (работа конденсатора) 2 - Остаточные колебания первичной обмотки
|
- Максимальная амплитуда колебаний в зоне 1 должна быть не менее 250 вольт.
- Малое количество и неправильная форма колебаний в зоне 1 указывает на неисправность конденсатора.
- Малое количество колебаний (меньше 3) в зоне 2 с одновременным уменьшением амплитуды колебаний в зоне 1 указывают на наличие короткозамкнутого витка в первичной обмотке катушки зажигания.
Особый интерес в контактной системе зажигания имеет угол замкнутого состояния контактов и момент их замыкания. Кстати, на показанных осциллограммах хорошо виден главный недостаток звуковой карты - невозможность измерения постоянного напряжения. По идее линия после замыкания должна идти по прямой, а не по нисходящей. Однако основные неисправности прерывателя легко наблюдаются.- Угол замкнутого состояния контактов указывается в документации на автомобиль. Для ВАЗ-2101 равен 55 градусов и должен быть постоянным при любой частоте вращения двигателя.
- Асинхронизм угла замкнутого состояния контактов не должен превышать 3 градуса, иначе изношены подшипники в трамблере.
- Фронт импульса в момент замыкания должен быть прямым. Пологий фронт указывает на нагар на контактах, дребезг при замыкании может быть вызван слабой пружиной прерывателя.
Автор Андрей Попов (ака motor), Нижний Новгород 2002 г
|