"Правильный" адаптер: томография автомобильного "мозга"
Стоит ли говорить, что смена прошивки (микропрограммы) уже давно является моим любимым занятием. В свое время я начал с АОНов и "Синклеров", затем появились материнские платы, видеокарты, модемы и сотовые телефоны . Разумеется, что обойти стороной перепрошивку "мозгов" собственного автомобиля было совершенно недопустимо, поэтому я начал изучать это вопрос.
Собственно трудностей не было никаких - схем адаптера просто море, методика известная и есть с кем посоветоваться. Здесь , например... Все необходимые детали в изобилии присутствовали в магазине "Чип и Дип" , поэтому я решил спаять самую "правильную" схему, на двух микросхемах MAX232 и MC33199.
Схема совсем несложная. Разговоров больше. Я по привычке собрался было быстренько развести ее на бумаге, нарисовать переводилками , вытравить и спаять. Как обычно... Я часто встречал в Интернете массу рассказов про способ изготовления печатных плат с помощью лазерного принтера и утюга. Захотелось проверить его в действии, тут же встал вопрос о рисовании топологи в каком-нибудь графическом редакторе. С другой стороне у меня в институте было аж две лабораторные работы по PCAD, поэтому я решил тряхнуть стариной - скачал 30-ти дневную версию P-CAD 2001 и стал в ней разбираться. По прошествие некоторого времени мне удалось не только расположить элементы в нужной мне позиции, но и сделать трассировку между ними. Еще немного усилий и на принтере получен рисунок печатной платы (ПП) как и требуется для "утюжной" технологии, в инверсном виде. Понимаю, что профессионал, целыми днями работающий в этом мощном пакете, может найти массу неточностей и ошибок. Однако я своей цели достиг - схема прекрасно развелась и я получил возможность моментально изменять рисунок топологии, просто передвигая (заменяя) элементы и выводя рисунок на печать. Как же это удобно...
Вот так выглядит разводка при печати, вариант с МАХ232 в корпусе DIP. Для печати я использовал притер HPLJ 2100 с перезаправленным картриджем плюс бумага для струйного принтера Canon HR-101N, хорошие результаты я получил на мелованной стороне. В принципе, бумага может быть и обычная, тут нужно пробовать.
Плата вытравилась без проблем, практически один в один со с бумажным отпечатком. Так что "утюжная технология" работает прекрасно, разумеется, ограничиваясь лишь отсутствием металлизации отверстий.
Буквально со второй попытки мне удалось подобрать бумагу для печати на лазерном принтере. Основной трудность оказалась необходимость выждать минут двадцать пока бумага размокнет в воде. Очень аккуратно, подушечками пальцев мне удалось удалить все бумагу с платы и получить более чем удовлетворительный отпечаток на фольге. Пятнадцать минут в растворе хлорного железа - и в руках у меня готовая плата, которая час назад была только на экране компьютера... Воистину, вот где технологии XXI века! Цепь светодиода, которая видна на фото, впоследствии ликвидирована, т.к. непонятно зачем нужна вообще... Как следует из картинки, традиционно применены танталовые конденсаторы, стабилизатор 7805 я поставил маломощный, на максимальный ток 100 мА (больше и не надо) в корпусе как у транзистора (ТО92).
Спаянная схема заработала сразу. Питание +12 В я брал от компьютера, выводя питающий разъем через пустой слот PCI. Для проверки схемы подключил ЭБУ с помощью проводов с клеммами, тк правильного разъема под рукой не было. ЭБУ вышел на связь сразу, без уговоров...
Монтаж элементов не потребовал много усилий. Оставалось лишь коммутировать между собой все составляющие: спаянную схему, компьютер и ЭБУ автомобиля, заблаговременно вытащенный из машины. Не стал я в то время разыскивать "родной" разъем СНП225-55 Р1(P2), а за полвечера соорудил ему замену из куска стеклотекстолита и маленьких автомобильных клемм. Супербюджетное решение, но полностью работоспособное.
Комплекс для перепрошивки контроллеров "Январь 5.Х" в ОЕМ (бескорпусном) варианте. Конечно, не так привлекателен на вид, но работает, да еще как! В тот же вечер без проблем "залил" свежую серийную прошивку в свой "Январь" без каких-либо осложнений. Не без некоторого волнения поставил контроллер на место в машину, она завелась и даже поехала! Осмелев и почувствовав безнаказанность, я стал пробовать одну "тюнинговую" прошивку за другой, благо возможность откатиться на стандартную микропрограмму теперь всегда под рукой.
Второй вариант
Вся прелесть разводки платы с применением компьютера заключается в легкости ее последующего редактирования. Поэтому мне захотелось отказаться от DIP корпуса и немного изменить форм-фактор платы. Тем более, что один уважаемый человек просил меня посодействовать ему в освоении процесса перепрограммирования ЭБУ и помочь с адаптером. Отказать я просто не мог... Поэтому решил переделать плату и собрать адаптер заново.
Вторая версия платы. Обе МС в планарных корпусах плюс на плате разведен светодиод индикации питания. Все остальное, разумеется, без изменений.
Все действия по изготовления печатной платы полностью аналогичны описанным выше. С тем же успехом, без проблем протравились даже надписи внизу!
Посередине зеленая SMD перемычка, она совершенно случайно попалась мне на этапе проектирования ПП. Выпаял ее я из неисправной платы "мыши" Mitsumi. Вообще, можно много интересного наковырять в подобных местах...
Со стороны остальных деталей ПП выглядит полупустой... Так и хочется все выполнить в SMD версии, тем более что детали я уже купил... Будет настроение - сделаю обязательно.
Планарная версия платы адаптера также заработала сразу, без проблем и какое-то время жила в пластиковой коробочке из-под фотопленки. Потом я все-таки решил купить настоящий разъем (нашел его недорого в Интернете), заодно поменял все провода и сделал приличный корпус - всего 15 рублей на митинском рынке, а насколько облагораживает внешний вид! Но фото видны еще кое-какие провода, помимо питательного, СОМ-овского и СНП-55. Скажу по секрету, в корпусе "живет" еще одна плата, позволяющая производить своего рода "нейрализацию", почти как в известном фильме MIB...
С помощью собранного адаптера я не раз и не два менял себе (и не только) прошивки, дело дошло даже до двухрежимных. Также пару раз подключал по запросу ноутбук к машине, чтобы в динамике посмотреть на работающий двигатель. Короче, польза от описанного здесь приступа радиолюбительства безусловно есть и ощущается до сих пор...
Для тех, кто захочет повторить конструкцию, я собрал все технические подробности в один архив . Надеюсь, что материал достаточно прозрачен для людей, не испытывающих страха перед паяльником. Еще хочу добавить, что я не так давно я освоил перепрограммирование контроллеров BOSCH, о чем можно почитать в отдельной статье .
Прошивки и программы для работы с ними можно поискать на лучшем из специализированных сайтов подобной тематики.
Скачать загрузчик со схемой подключения ( 147 кб в архиве)
|